Мурзаева Наталья Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, детского сада «Почемучка»
Практическая деятельность с детьми раннего возраста«Обыгрывание потешек,используемых в режимных моментах»
Составила: воспитатель Мурзаева Н.А. Использование потешек в режимных моментах с детьми раннего возраста, приносит огромный результат. Поэтому в воспитании детей раннего возраста важно использование элементов устного народного творчества, нужно показать детям красоту русского языка. С помощью потешки достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста. Сказки, песни, потешки,поговорки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности,самостоятельности, яркой индивидуальности. Чаще всего, через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, любовь, заботу. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в соответствии с произносимым текстом. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Потешки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию:колыбельные - успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей,обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Малые фольклорные формы удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. В адаптационный период мы в своей работе использовали такие потешки как: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», «Цыть, цыть не плачь, испеку калач», «Заяц Егорка свалился в озерко», «Бежала лесочком, лиса с кузовочком», «Сорока белобока кашку варила» и другие. Каждый педагог знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы малыши, с удовольствием, умывались используются такие потешки: *** Закатаем рукава, Открываем кран, вода… *** Ай, лады, лады,лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Ребяткам улыбаемся. *** Водичка, водичка, Умой Насте личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку, Помоги, водичка, Умыть Насте личико. Малыши, услышав слова потешки,пытаются самостоятельно закатать рукава, открыть кран и подставить ручки под струю воды. Потешки способны корректировать поведение детей,создавать у них хорошее настроение. Помогает потешка и в процессе кормления. Некоторые дети едят плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть, можно произнести такие потешки: *** Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную,пушистую. Мягкую душистую. *** Ванечка-Ванюша, Кашку всю ты скушай. Стукни ложкой, топни ножкой, Хлопни ты в ладоши, И погладь ты кошку!
И дети, которые сначала отодвигали тарелки, отказывались от еды, брались за ложку и кушали с аппетитом. Детям, которых сложно уложить спать можно прочитать такую потешку: Ай, бай, бай, бай! Ты, собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать, Станет глазки закрывать. Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, можно проговаривать: *** Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять… *** Вот они -сапожки, Этот - с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождичек пойдёт, Наденем калошки.
На утренней гимнастике тоже можно использовать потешки,такие как: *** Левой, правой,левой, правой, заменено парад идет отряд… замененоБольшие ноги шли по дороге Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке Топ, топ, топ,топ! Заслышав эти слова, дети стараются маршировать, бежать стайкой за воспитателем. Для ходьбы по массажным дорожкам мы используем такие потешки как: *** По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Шагаем мы по кочкам, По кочкам, по кочкам. В ямку –Бух!!! Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли: замененоОт моей Оли Уйдите боли, На чисто поле, На синее море, На темный лес, На калину, на малину, На горькую мать-осину. *** У кошки боли, У собачки боли, У лошадки боли, У Ванюши заживи. У лисы боли, У волка боли, А у Ванечки, Боль на березку в лес улети! Дети раннего возраста очень любят слушать потешки, о природных явлениях,поэтому во время наблюдений на прогулке мы также используем в своей работе малые фольклорные формы такие как: *** заменено ведрышко, заменено Выгляни в окошко, заменено Ждут тебя детки, заменено Детки –малолетки.*** Солнышко –ведрышко выгляни в окошко. Где твои детки? Сидят на запечке, лепешки валяют, Тебя поджидают. *** Дождик капает: кап-кап... Намочил лужайку. Намочил тропинку, куст, Под кусточком – зайку. При регулярных занятиях у малышей формируются воображение, фантазия, развивается память. Используя потешки в работе с детьми в течение дня, суверенностью можно отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Режимные процессы становятся для детей делом приятным. 14 ноября 2023 в 19:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.